Основную часть рельефа центральной части Кампучии составляет равнина, на которой лежит Тонл Сап («Великое озеро»). К северу от него находятся развалины Ангкора. С конца IX в. и до 1431 года (времени его завоевания и разрушения) Ангкор Том был столицей кхмерской империи, власть правителей которой распространялась на огромную территорию от современного южного Вьетнама и Юнана (Китай) до Бенгальского залива.
Архитектура массивных храмовых комплексов, созданных в начале этого периода, отражает влияние индуизма, а более поздних — буддизма, распространившегося в регионе. Самым ярким образцом этой архитектуры является храм Ангкор Ват, возведенный между 1112 и 1152 гг.
Мистический Ангкор Ват считается одним из самых значимых архитектурных памятников и духовных центров. Слово «ват» обозначает культовое место или центр религиозного образования.
В настоящее время в городе Ангкор сохранилось более сотни храмов из огромного комплекса, социального и административного центра прошлого. Остальные здания того времени — дворцы, государственные и общественные учреждения, а также жилые дома давно разрушены, так как были деревянными.
Началом эры Ангкора считается правление Джаявармана (ака Сурьяварама) II (802—850 н. э.). Вернувшись из изгнания на острове Ява, Джаяварман начал строительство своей империи на основе индуистского представления о боге-короле. Таинственные храмы Ангкора, созданные его последователями, украшены лингамами, фаллическими символами индуистского бога Шивы.
В связи с тем, что ранняя архитектура Ангкора испытывала на себе влияние индуизма, храмы того времени своей формой как бы повторяют очертания священной в индуизме космической горы Меру. Каждый правитель считал своим долгом создать новый храм. Ангкор Ват был построен во время правления Джаявармана II с целью представить его правителя как мистическую инкарнацию индуистского бога Вишну. Впоследствии Ангкор Ват стал также и его усыпальницей.
Ангкор Ват занимает территорию от 850 до 1000 кв м и представляет собой каменное здание, обращенное на запад, состоящее из трех концентрических платформ и окруженное оборонительным рвом. Изначально храм венчали пять башен, напоминавших лепестки лотоса и символизировавших пять пиков горы Меру. В настоящее время сохранилась лишь одна из них.Джаяварман VII, правление которого продолжалось с 1181 по 1219 г., был последователем буддизма махаяны. В попытке затмить Ангкор Ват он приказал построить Ангкор Том к северу от Ангкор Вата. Новый храм располагался на огромной квадратной территории (длина каждой грани этого «квадрата» около двух миль), огороженной рвом, ширина которого составляла 90 м. В центре находился ступенчатый храмовый комплекс Байон с пятью башнями. Массивные каменные лики изображают Джаявармана VII и Будду. Последующие правители заменили некоторые из них на изваяния со своими лицами.Проникновение буддизма хинаяны, провозглашающего духовное спасение для каждого путем медитации, считается фактором, послужившим нарушению строгой социальной иерархии в империи и, как следствие, ослаблению государства. В 1431 г. Ангкор потерпел поражение от Таиланда (позднее известного как Сиам).
После поражения кхмеры покинули загадочный город, и он оставался затерянным в джунглях в течение нескольких веков, пока его не обнаружили бродячие буддийские монахи. Не зная его истории, они создали легенду, согласно которой эти величественные храмы были возведены древними богами. Такие легенды распространились по свету, и в «мистический город богов» потянулись паломники из всех уголков Азии. Эти же предания пробудили интерес к городу со стороны португальских и других европейских исследователей.
К сожалению, к тому времени город существенно обветшал, частично в результате полного забвения, обусловленного нестабильностью и постоянными войнами в регионе, частично из-за массивности декоративных вертикальных сооружений, которые препятствовали устойчивости конструкций. В I860 г. исследователь из Франции Анри Муо привлек внимание мировой общественности к комплексу. В 1908 г. французские реставраторы провели ряд работ, в результате которых сегодня Ангкор Ват возродился как центр буддийского паломничества.
В настоящее время буддизм хинаяны является основной религией Кампучии, девяносто процентов населения которой являются его последователями. В стране также представлены индуизм, католичество, ислам и буддизм махаяны. Горные племена остаются анимистами.