Паленке, Мексика

Паленке, Мексика

На высоте около 3000 м, на плато, расположенном у восточной границы бассейна реки Рио-Усумасинта, в предгорье Сьерра-Ориентал-де-Чьяпас находятся таинственные древние развалины Паленке. В настоящее время здесь открыт го­сударственный заповедник. Часто окутанные туманом и окруженные густыми лесами, загадочные руины оглашаются лишь криками макак-ревунов. Древний город производит одно из самых сильных впечатлений на путешественников среди памятников южноамериканского континента. Лесные заросли послужили этому мистическому месту хорошей защитой. В свое время испанский конкистадор Кортес прошел рядом с Паленке и не заметил его за пышной растительностью, полностью скрывшей город.

храм Солнца, Паленке

храм Солнца, Паленке

Первые поселенцы появились здесь в 100 г. до н. э., но пик расцвета города пришелся на период с 600 по 800 г. н. э. Комплекс состоит из двух основных частей: официальной и из поселений, окруженных полями, на которых выращива­лись различные сельскохозяйственные культуры.

В официальной части города расположено множество зданий, имевших большое значение в социальной и религиозной жизни индейцев майя: Пирамида (или храм) Надписей, дворец, Храм Солнца, Храм Графа, Храм Че­репов, Храм Креста, Храм Процветшего Креста, поле для игры в мяч. Все эти здания возводились под личным пат­ронажем правителей Паленке, самым выдающимся из которых был Пакаль, взошедший на престол в 615 г. н. э. в возрасте 12 лет и скончавшийся в 683 г. Пакаль унасле­довал трон после краткосрочного правления своей мате­ри, госпожи Зак Кук. После ее смерти он провозгласил Зак Кук родительницей трех богов майя, тем самым при­дав монарху статус сына божьего.

храм Надписей, Паленке

храм Надписей, Паленке

Пакаль погребен в каменном саркофаге под пирами­дой, которую часто называют Храмом Надписей. Тело пра­вителя было богато убрано нефритовыми украшениями, а на лицо была положена также нефритовая маска. Саркофаг закрыт искусно вырезанной плитой. Храм Надписей, пожа­луй, самый известный из всех сооружений Паленке, впер­вые подвергся тщательному изучению в 1952 г. Его высота достигает 23 м — это самое высокое из всего комплекса здание; он имеет сложную восьмиуровневую структуру. На­верх ведут 69 крутых ступеней.

За всю свою историю Паленке находился под влас­тью 12 монархов, каждый из которых выполнял одновре­менно роль светского правителя, верховного жреца и главнокомандующего. Пакаль и его дети оставили самый яркий след в истории: именно в период их правления была создана основная масса всемирно известных таинственных строе­ний. После смерти Пакаля его сын Чан-Балум (имя пере­водится как «Змея-Ягуар») взошел на престол и правил в течение 18 лет. Помимо создания Пирамиды Надписей, период его правления ознаменовался строительством Хра­ма Креста, Храма Процветшего Креста и Храма Солнца.

дворец и башня-обсерватория, Паленке

дворец и башня-обсерватория, Паленке

После смерти Чан-Балума власть перешла в руки его брата Кан-Ксула, который провел на престоле следующие 23 года. В это время дворец был перестроен и приобрел облик, частично сохранившийся до наших дней. Тогда же в дворцовый ансамбль была добавлена загадочная башня, которая, оче­видно, использовалась в качестве обсерватории. Здание пред­ставляет собой лабиринт комнат, подземных помещений и внутренних двориков. При правлении Кан-Ксула был воз­веден Храм XIV.

Загадочный Паленке представляет огромное поле для исследований: в настоящее время закончены раскопки только 34 из 500 обнаруженных строений. В процессе изучения возникает множество вопросов и загадок. К примеру, Храм Ягуара ук­рашен резьбой, во многом напоминающей изображения в индуистских храмах, а Процветший Крест имеет опреде­ленное сходство с орнаментом на стенах Ангкор-Вата в Камбодже.

изображение на плите, закрывающей саркофаг Пакаля

изображение на плите, закрывающей саркофаг Пакаля

Плита, закрывающая саркофаг Пакаля, также стала при­чиной многочисленных гипотез, некоторые из них весьма спорны. В частности, было объявлено, что вырезанные мистические над­писи представляют собой закодированные астрономические данные, которые, по мнению ученых, не были известны древним людям. Автором, пожалуй, самой известной из фан­тастичных версий стал Эрих фон Деникен. В своей книге «Колесницы богов?», опубликованной в 1968 г., он утверж­дает, что фигура, изображенная на саркофаге, «является точ­ной копией» космонавта, сидящего за пультом управления космическим кораблем, держащего одну ногу на педали и глядящего на приборы, расположенные перед ним. С хвос­товой части корабля виден выброс выхлопных газов. Позд­нее, в 1976 г., Рональд Стори опубликовал свой труд «Космические боги разоблачены», в котором подробно ра­зобрал версии фон Деникена. В главе «Астронавт из Пален­ке» он обратил особое внимание на изображение загадочной фигуры, на основании которого фон Деникен сделал свое предполо­жение, и заключил, что «отдельные детали были скрыты от невооруженного взгляда»: при проведении полномасштаб­ного исследования стало ясно, что на человеке на картине нет ничего, кроме типичных украшений майя, и он запе­чатлен в «состоянии остановки между двумя мирами, ми­ром живых и миром мертвых». Он не облачен ни в какой космический скафандр, как утверждал фон Деникен, более того, он абсолютно обнажен, на нем надеты только украше­ния, а кожа расписана орнаментом. Это истическое изображение пол­ностью соответствует другим образцам искусства майя, относящимся к середине первого тысячелетия нашей эры.