Оллантайтамбо, Куско, Перу

Оллантайтамбо, Куско, Перу

Название «Оллантайтамбо» пришло из языка кечуа и состоит из двух частей. «Олланта» было именем собствен­ным, а «тамбо» означает «город, где путнику предоставят приют, пищу и помощь». Имя Олланты дошло до нас благодаря устному творчеству, на основе которого в XVIII в. священник Антонио Вальдес создал драматическое про­изведение «Трагедия Олланты». Во многом напоминаю­щая историю Ромео и Джульетты, трагедия считается в наше время классическим произведением литературы ке­чуа. В ней повествуется о судьбе Олланты, капитана ар­мии Инки Пачакутека. Примерный воин, опытный и храбрый, он имел тайную любовную связь с дочерью пра­вителя Куси Койллура. Жениться на своей избраннице он не мог, так как происходил из семьи более низкой по своему социальному положению. В отчаянии Олланта поднял мятеж населения, который стал причиной почти десятилетней войны.

Оллантайтамбо, Куско, Перу

Оллантайтамбо, Куско, Перу

В конечном итоге Олланта был схва­чен и приговорен к казни, но к тому времени, когда его доставили в Куско, монарх скончался, а его сын, унасле­довавший престол после смерти отца, не возражал про­тив брака влюбленных.

Оллантайтамбо при инках был крупной крепостью, воз­вышавшейся над всей равниной. Стены этой крепости ста­ли свидетелями многих сражений, в том числе и разгрома испанцев под командованием Манко Инка в 1536 г. Кроме использования стратегически выгодного положения крепо­сти, Манко Инка создал также сложную систему каналов, позволявшую при необходимости затопить равнину.

Оллантайтамбо, Куско, Перу

Оллантайтамбо, Куско, Перу

Помимо своего военного значения, Оллантайтамбо был также крупным населенным пунктом, в котором, как и в большинстве построек инков, были культовые сооружения, в частности, Храм Солнца.

В настоящее время город занимает то же место, что и жилые кварталы инков. Это единственное в Перу место, где люди живут в тех же зданиях, которые когда-то принадле­жали древней аристократии. Улицы сохранили свои древ­ние названия. Много лет назад здесь состоялась встреча представителей местных индейских племен, и с тех пор Ол­лантайтамбо приобрел статус мировой столицы индейцев.

Пожалуй, самой яркой достопримечательностью это­го района является изображение лица, вырезанное на рас­положенной неподалеку горной вершине. Предполагается, что авторами загадочного портрета были инкские мастера, которым удалось создать этот шедевр при почти полном отсутствии скалолазного оборудования. В день зимнего солнцестоя­ния (в Южном полушарии оно приходится на 21 июня) солнце располагается на одной линии с глазами изобра­жения, а его лучи освещают развалины храма и алтарь.

изображение лица, вырезанное на горной вершине

изображение лица, вырезанное на горной вершине

Материал для строительства террас Оллантайтамбо до­ставлялся из горной местности в нескольких милях от долины. Массивные гранитные блоки вырезали из скло­нов, обрабатывали и полировали, а после везли через всю долину и поднимали на холм, на котором строилась кре­пость. Камни отделаны и подогнаны без использования какого-либо раствора настолько точно, что между ними невозможно просунуть даже лист бумаги. Для облегчения задачи доставки было изменено русло реки. Храм Солнца выполнен из огромных глыб красного порфирита (розо­вого гранита), которые также были привезены издалека.

Стена Шести монолитов, Храм Солнца

Стена Шести монолитов, Храм Солнца

Все, что сохранилось от таинственного храма, — внешние стены и клас­сическая кладка в центре, которая, по мнению многих ис­ториков, была частью Высокого алтаря. Она состоит из 6 каменных блоков, каждый из которых весит около 90 тонн. Такие конструкции не характерны для культуры инков, и это дает основание полагать, что архитекторы этого здания прибыли в эти края из района озера Титикака.

Поверхность одного из загадочных валунов украшена тремя вы­резанными мистическими символами, представляющими три основных составляющих мира в мифологии народов района Анд: Ханан Пача (небеса), Кай Пача (земная поверхность) и Укху Пача (подземное царство). Другие таинственные рисунки на кам­нях, по мнению некоторых ученых, изображают богов той же системы верований.

«Купальня принцессы», фонтан у основания руин

«Купальня принцессы», фонтан у основания руин

К северу от входа в культовый сектор крепости рас­положен комплекс древних фонтанов, местоположение которых свидетельствует об их использовании в мистических ритуа­лах, связанных с богом воды. Один из таких источников, заключенный внутри квадратного здания из глиняных кирпичей, действует до сих пор.

Фрагменты вырезанных изображений сохранились так­же на стенах комплекса, выступавшего в роли обсерватории. Местные астрономы пытались определить закономерности в движении Солнца, а также вычисляли дни солнцестояний и равноденствий.