Золотой храм, Амритсар, Индия

Золотой храм, Амритсар, Индия

Первоначально Золотой храм располагался на берегу маленького лесного озера, в мистическом месте, известном с древних времен как центр медитации. Еще Будда проводил здесь время в своих созерцаниях. Озеро называется Амрита Сарае, «Озеро бессмертия» или «Озеро Амброзии».

Это таинственное озеро использовал для своих медитаций также и гуру (святой) Нанак, основатель учения сикхов. После его смерти эта область часто посещалась последователя­ми Нанака. Во времена правления четвертого сикхского гуру Рам Даса озеро было расширено, а при его преемни­ке Арджан Деве на острове был построен Хар Мандир Сахиб, или «Золотой храм».

В 1574 г. на земле, подаренной монгольским импера­тором Акбаром, Рам Дас основал город Амритсар. Свое название город унаследовал от озера. Одновременно озе­ро выполняет функцию оборонительного рва вокруг хра­ма, его пересекает только одна дамба, вход с которой ограничен охраняемыми воротами.

Золотой храм, Амритсар, Индия

Золотой храм, Амритсар, Индия

Этот таинственный храм является наиболее священным и почитае­мым местом для паломников-сикхов. История современ­ного здания храма начинается с XIX в., когда была проведена его реконструкция во время правления маха­раджи Ранджита Сингха, завоевателя Пенджаба. В насто­ящее время крыши храма покрыты золотыми пластинами, благодаря которым он получил свое «западное» название — «Золотой храм». Большая часть современной позолоты, драгоценных камней и резьбы по мрамору относится к периоду реконструкции времен Ранджита Сингха. Архи­тектура храма испытала влияние как мусульманского, так и индуистского стилей.

В храме Хар Мандир Сахиб хранится Гуру Грантх-Сахиб, священная книга, оставленная гуру Говиндом Сингхом, представляющая собой сборник религиозных стихов и гимнов, созданных десятью сикхийскими гуру, а также мусульманскими и индуистскими священнослужи­телями. Здесь же расположено здание Акал Тахт, место жительства главы сикхской религии.

побоище в Амритсаре 1919 года

побоище в Амритсаре 1919 года

Город Амритсар занял особое место в истории страны после события, получившего название «Амритсарская бой­ня», явившегося ключевым моментом в борьбе Индии за независимость. Во время Первой мировой войны пра­вительство колонизаторов активизировало давление на антибританское движение, сформировавшееся к тому времени. Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди, духов­ный лидер оппозиции, призвал индийцев к всеобщему сопротивлению. 10 апреля 1919 г. были арестованы пред­ставители партии Индийский Национальный конгресс в Амритсаре, а 13 апреля 20000 безоружных представите­лей различных конфессий (индусов, мусульман и сикхов), включая женщин и детей, вышли на площадь Джаллин-вала Багх с акцией протеста. Британские войска под ко­мандованием бригадного генерала Реджинальда Даера плотным кольцом окружили площадь и открыли огонь по безоружным людям. В результате побоища и возник­шей паники 379 человек были убиты и 1200 ранены. Эта бойня, как никакое иное событие, заставило индийское общественное мнение одобрить движение гражданского неповиновения, к которому призывал Ганди и которое в конечном итоге привело Индию к обретению независи­мости.

мемориал в Амритсаре

мемориал в Амритсаре

Амритсар и Золотой храм еще раз сыграли особую роль в истории Индии в июне 1984 г., когда сикхи потре­бовали независимости штата Пенджаб, их родины. Ин­дийское правительство направило на подавление восстания войска, которые заняли территорию вокруг Золотого хра­ма. В последовавших столкновениях погибли сотни лю­дей, Акал Тахт был практически уничтожен, а Хар Мандир Сахиб, разрушения которого индийская армия всеми си­лами старалась избежать, был поврежден снарядами. По­добное осквернение святого места не могло остаться без последствий. Премьер-министр Индира Ганди, отдавшая приказ к атаке, была убита сикхами из своей собствен­ной охраны.

Сегодня в окрестностях храма целыми днями звучат религиозные гимны, читаемые под аккомпанемент флейт, скрипок и барабанов. Синтез атмосферы, видов и звуков повергает верующих в мистическое состояние, близкое к трансу. Па­ломники приходят сюда не только чтобы увидеть храм, но совершают омовение в озере не столько для очищения тела, сколько для очищения души. Рядом с храмом рас­положены общежития и столовые для паломников. Всем приходящим, независимо от национальной и религиоз­ной принадлежности, бесплатно предоставляется еда и крыша над головой.