Гора Кайлас, Тибет

Гора Кайлас, Тибет

Известный как «Снежный бриллиант», хребет Кайлас расположен на юго-западе мистического Тибета и является самой вы­сокой (6716 м) вершиной в горной системе Гандисышапя, четырехсотмильной горной цепи, идущей параллельно Гималаям.

Одна из легенд о происхождении этой вершины встре­чается еще в «Рамаяне». Желая оживить своих погибших Воинов и излечить раненых, царевич Рама отправил сво­его помощника Ханумана (царя обезьян) на гору Кайлас, . чтобы отыскать сандживи, цветок жизни. Кайлас нахо­дилась рядом с Шамбалой, мифическим раем. Хануман ис знал, как выглядит нужный цветок, поэтому принес Раме всю гору. Отыскав необходимое, он бросил загадочный Кайлас обратно, но промахнулся, поэтому хребет располагается па своем нынешнем месте до сих пор.

В святом месте  этой горы медитировал глава тибетских йогов Миларепа, родившийся в 1040 г. н. э., перед тем как дос­тичь полного просветления. Легенда говорит о том, что между ним и его соперником, священником Бонпо, которого звали НараБончунг, возник спор о том, кому принадлежит вершина. Тот, кто первым достигал пика, признавался «Правителем. Кайласа». Священник отправился в путь до рассве­та, ударяя в свой барабан по мере продвижения наверх. Миларепа дождался восхода солнца и поднялся на пик по его лучам, став победителем.

Раздосадованный НараБончунг бросил вниз свой барабан, следы паления которого до сих пор сохранились на скалах. Противники помирились после того, как проигравшему было позволено поселиться на соседней вершине.

Кайлас – место силы, имеет особое значение как для индуистов, так и для последователей тибетского буддизма. Индусы счи­тают, что на этой вершине обитает бог Шива, а некото­рые говорят даже о том, что вся гора — это сам Шива, погруженный в самосозерцание. Буддисты Тибета чтут Кайлас как гору Шумеру, космический центр Вселенной. Именно поэтому буддисты избегают восхождения на ее загадочную вершину. Они также верят в то, что здесь живет Демчог, четырехликий бог, одетый в шкуру тигра и носящий на голове корону из человеческих черепов.

Эта гора таинственная  также для джайнов и бонпо. Джай­ны называют Кайлас «Астапада», почитая как место, где обрел просветление их первый святой Ришабха.

Кайлас оставался важным объектом паломничества на протяжении 2500 лет до тех пор, пока в середине двадцатого столетия китайское правительство не запретило доступ сюда. Некоторое ослабление ограничений произошло гораздо поз­же, когда на гору было разрешено восходить индийским паломникам, количеством не более двухсот человек. С 1984 г. на Кайлас был разрешен доступ и представителям других национальностей, в том числе и европейцам. Дорога, по которой следуют паломники, опоясывает гору и доходит до отметки 5486 м — высоты, на которую достаточно подняться неподготовленному человеку, что­бы продемонстрировать свое уважение к этому священ­ному месту. Вдоль всего тридцатидвухмильного пути расположены многочисленные каменные насыпи, выпук­лые монументы, принадлежащие разным религиям и ве­рованиям и украшенные гирляндами молельных флагов. Здесь же находится несколько монастырей. Этим путем пользуются преимущественно буддисты Тибета, верящие в то, что одна «парикрама» очищает от грехов, а совер­шивший 108 таких обходов святой горы обретет просвет-пение или впадет в нирвану.

Большинство индийских паломников, посетивших рас­положенное неподалеку озеро Манасаровор, сочли его наиболее подходящим для свершения религиозных отправ­лений. Считается, что паломники из Индии наиболее тщательно ведут поиск мест, достойных поклонения. В отличие от обычных паломников их не пугают трудности путешествий, характерные для региона, и опасность стать жертвами бандитов.

Ограничения, наложенные на посещение этих мест, были слегка ослаблены после того, как Его Святейшество Шри Джайаендра Сарасвати Свами, шестьдесят девятый Шанка-рачарья питама Канчи Камакоти и сопровождающие его двенадцать учеников получили разрешение на празднова­ние Вьяса Пуджи в день Гуру Пурнима (9 июля 1998 г.) на берегу священного озера Манасаровор. Вьяса Пуджа празд­нуется в ознаменование начала четырехмесячного периода, называемого Чатурмаса, когда саньяси (монахи) дают обе­ты оставаться на определенном месте в течение определен­ного срока.

Это позволяет насекомым в период муссонов беспрепятственно передвигаться по земле и воздуху без опа­сения, что саньяси на них могут наступить или случайно повредить. Проведение церемонии было согласовано с пра­вительствами Индии, Непала и Китая. С китайской стороны была сформирована целая делегация, которой предписыва­лось встретить Шанкарачарью, оказать ему все необходимые почести и сопровождать его на протяжении визита. Позднее китайские власти дали разрешение на возведение у подно­жия горы Кайлас статуи Ади Шанкара, чтимого в Индии как одного из самых великих философов, мистиков и поэтов.

Считается, что озеро Манасаровор было создано созна­нием и волей бога Брахмы. В этом районе большое количе­ство тиртх (мест для омовения); здесь встречаются воды свя­щенных рек Ганга, Джамны (Ямуны), Сарасвати и Бхаги-рати. В пятидесяти милях от озера берут начало четыре крупнейшие реки в Южной Азии, которые несут свои воды вниз, в Индийский океан. Это реки Тсанг По / Брахмапут-ра, Инд, Сутледж и Карнали. Легенда гласит, что дождь, падающий с неба, сначала разбивается о Шиву (Кайлас), чтобы смягчить свой удар, а потом пополняет русло свя­щенной реки Ганг.

В водах озера Манасаровор была развеяна часть праха Махатмы Ганди после его гибели в 1948 г.

Озеро имеет круглую форму, похожую на солнце. Не­подалеку расположено другое священное озеро, Ракас-тал, которое имеет форму полумесяца. Считается, что оба озера представляют собой солнечные (относящиеся к че­ловеческому сознанию) и лунные (темные, демонические) силы. Возможно, мистическое восприятие местного пей­зажа возникло в результате впечатления, производимого горой и расположенными на ней двумя огромными впа­динами. Если взглянуть на них под определенным углом, кажется, что это череп, который смотрит на раскинувшу­юся у его основания долину.

Кстати если вы отправляетесь в путешествие в район Кайласа, знайте что нужно подбирать самое необходимое и выносливое оборудование. Все таки условия там достаточно суровые. К примеру брать с собой последний смартфон с быстродохнущей батареей смысла нет. Да и просто телефон если сломается от перепада температур, починить не будет где. Если и брать то экстрим модели сотовых с долгоиграющей батареей и солнечную зарядку.  Но если ваш телефон все таки выйдет из строя во время экспедиции, то по возращении на землю родную, набираете в поисковике запрос ремонт сотовых и все ваши проблемы будут решены в кратчайшие сроки.