Каменное кольцо Эйвбери
Каменное кольцо Эйвбери

В 1633 г. писатель Джон Обри написал королю Карлу II письмо с предложением посетить Эйвбери, поскольку это загадочное место «…настолько превосходит своим величием знаме­нитый Стонхендж, насколько собор превосходит приход­скую церковь».

Эйвбери в годы своего расцвета — между 2600 и 1600 гг. до н. э. — представлял собой Храм Солнца. Та­ким образом, он предшествует временам друидов и стар­ше Стонхенджа. Это самый большой доисторический монумент в Европе и, возможно, в мире, его площадь более 28 акров. Размеры таинственного сооружения можно представить более наглядно, если знать, что на занимаемой им пло­щади могут уместиться 250 тысяч человек.

Монумент представляет собой земляной вал 450 м в диаметре и 8 м высотой, внутри которого находится ров глубиной около 10 м. В пределах рва сооружено кольцо из каменных глыб, некоторые из них до сорока тонн ве­сом. Хотя до наших дней уцелело всего 27 таких глыб, первоначально их было 98. Внутри наружного кольца на­ходились два меньших, каждое состояло примерно из трид­цати камней. Многие глыбы были расколоты в XVIII веке при строительстве деревушки Эйвбери, расположенной в пределах этого массивного сооружения.

Каменное кольцо Эйвбери

Каменное кольцо Эйвбери

Точный план этого оригинального памятника неиз­вестен. Одна из каменных «аллей» идет в юго-восточном направлении, к так называемому Святилищу на Овертон-Хилл. Это аллея 15 м шириной и 5 миль длиной. Практи­чески установлено, что существовала вторая такая аллея, которая вела в противоположном направлении. В мае 1999 года на участке земли, принадлежавшем одному из фермеров, исследователи Марк Гиллингс, Джош Поллард и Дейв Уитли обнаружили ранее неизвестный ряд каменных плит. Вероятно, они составляли часть второй, Бекхэмптонской аллеи и, таким образом, свидетельствовали в пользу существования «исчезнувших» дорог — гипотеза об этом впервые была выдвинута Стьюкли. Теперь существова­ние Бекхэмптонской аллеи, как прежде думали многие, бывшей лишь плодом его воображения, подтверждено археологическими раскопками. Все сооружение, как счи­тают исследователи, первоначально имело вид змеи, и вторая «улица», по замыслу ее строителей, дважды изги­балась. Некоторые авторы полагают, что «улиц» было че­тыре и они образовывали кельтский крест.

Святилище состояло из деревянных построек и ка­менных колец. Вероятно, в центре находилась статуя бога или богини, которым поклонялись его создатели. Эту ста­тую выносили по главной улице на центральный круг для совершения религиозных мистических обрядов, вероятно, включавших в себя жертвоприношения. Аллеи были предназначены для процессий, танцев или состязаний на лошадях как составных частей религиозных торжеств.

Установление каменных глыб, вероятнее всего, сопро­вождалось захоронениями или жертвоприношениями. В грамоте короля Ательстаиа (X век) упоминается о том, что в этом месте производились захоронения, а у основа­ния четырех камней в наше время были найдены погре­бенные останки древних людей.

Каменное кольцо Эйвбери

Каменное кольцо Эйвбери

Расположение камней, среди которых чередуются глы­бы фаллической и ромбовидной формы, наводит на мысль о том, что здесь совершались обряды плодородия. По мест­ной традиции женщины, желавшие забеременеть, долж­ны были посидеть на Стуле Дьявола — одном из крупных камней — и загадать желание.

Новейшие теории утверждают, что здесь было одно из важных мест погребения людей, живших на этой террито­рии в эпоху бронзового века. В 634 г. рядом с кругом была построена христианская церковь, однако языческие верова­ния, которые воплощал монумент в Эйвбери, продолжали привлекать внимание людей, и в XIV в. церковь попыталась решить проблему, уничтожив кольцо. Часть рва была засы­пана землей, а камни повалены или зарыты. По иронии судьбы, это и спасло глыбы от полного уничтожения во время позднейших строительных работ. Позднее они были снова выкопаны и водворены на место. При раскопках был найден скелет человека, который, очевидно, был придавлен во время работ перевернувшимся камнем.

Многие считают, что это мистическое место обладает духовной энергией, которую можно выявить с помощью ясновиде­ния или лозохождения. Это объясняют тем, что в Эйвбе­ри в течение столетий исполнялись загадочные древние ритуалы и что камни расположены так, что «ловят» и «фокусируют» духовную энергию. Есть множество сообщений о неких фигурках, танцующих вокруг камней по ночам, некоторые считали их «духами земли». Согласно более реалистической версии, появление «духов» объясняется комбинацией есте­ственной игры освещения лей-местности и человеческой фантазии.

Сам участок расположен на так называемой Боль­шой линии, соединяющей Лендз-Энд, Гластонбери-Тор и Эйвбери и продолжающейся до Бери-Сент-Эдмундс в графстве Суффолк. Некоторые ученые предполагают, что энергия Эйвбери может быть использована для сообще­ния между священными местами, расположенными на этой линии;

Каменное кольцо Эйвбери

Каменное кольцо Эйвбери

Впервые загадочное место было исследовано доктором Уильямом Стьюкли, который решил описать монумент, поскольку ему грозило уничтожение. Он изучал древние культуры и использовал в своих исследованиях знание египетской, еврейской и греческой истории. Именно Стьюкли отме­тил, что очертания Солнечной Змеи и Символа Солнца в Эйвбери сходны с образами, которые использовали древ­ние египтяне в качестве символов высших истин, идеа­лов и мудрости. Стьюкли писал об уничтожении этой достопримечательности местными жителями: «Изумитель­ное сооружение, которое на протяжении тысячелетий вы­держивало натиски непогоды, а предоставленное себе, в силу своих свойств могло бы простоять до скончания ве­ков, стало жертвой жалкого невежества и жадности жи­телей маленькой деревни, к несчастью, расположенной в его пределах».

Большую исследовательскую работу проделал в 1930-х гг. Александр Кейлер. Его находки можно увидеть в музее Эйвбери, который он сам организовал.

В октябре 1916 г. Эдит Оливье оказалась неподалеку от этих каменных глыб, в конце аллеи, на которой они расположены, и вышла из автомобиля, чтобы взобраться на холм. Внизу она увидела ярмарку. В своей книге «Не зная мистера Уокли», опубликованной в 1938 году, Оли­вье писала: «Мегалиты и скромные дома были плохо вид­ны из-за сгущавшихся сумерек и дождя, но и камни, и дома были достаточно освещены огнями будок и балага­нов. Примитивные качели то появлялись, то исчезали, качаясь на освещенном пятачке; кокосовые орехи слета­ли с палок, на которые были насажены… И все это время небольшая толпа местных жителей бродила от одного места к другому с истинно уилтширским безразличием. Эти огромные глыбы, наследие неизвестного народа, ус­пешно приспособились к нынешней жизни деревни. Я некоторое время стояла, наблюдая эту сцену…»

Позднее писательница узнала, что ярмарок, некогда бывших в Эйвбери ежегодными, не было с 1850 г., то есть более чем за шестьдесят лет до того, как она приви­делась ей в мираже! Если описание верно, то видение Оливье отражает события даже ранее 1850 г., поскольку она описывает мегалиты на аллее, которые исчезли еще до начала XIX в.

Паранормальное видение Эдит Оливье было не един­ственным в этих местах. В августе 1966 г. некая миссис Харрис, находясь в этих краях со своим мужем, увидела существо, которое поначалу они приняли за бродягу — «грузного мужчину среднего роста, одетого в темное теп­лое пальто ниже колен и темную шляпу с опущенными полями. Мой муж запомнил, что он был невысок и пло­тен, пальто было длинное и темное, ему велико и все в складках, а темная шляпа закрывала лицо». Супруги на мгновение отвернулись, а оглянувшись, обнаружили, что неизвестный исчез.

В последние годы окрестности Эйвбери стали цент­ром наиболее сложных колец, привлекших к себе внима­ние всего мира.