Крепость Большое Зимбабве

Крепость Большое Зимбабве

Загадочная крепость (археологическая культура) Большое Зим­бабве являлась столицей крупного государства в между­речье Лимпопо и Замбези (место силы). Сегодня от  таинственной крепости уцелели лишь каменные стены и развалины. Здесь находятся ве­ликолепные образцы пятидесяти мадзимбабве — мистических городов, окруженных каменными стенами, — своеобразных центров местных племен.

Загадочное Большое Зимбабве, как считается, было главной  святыней и культовым центром предков шона (народ группы бинту). Город был основан ок. 1130 г. н. э. и существовал в имение двух-трех столетий.

В результате раскопок удалось обнаружить серо-зеленые изваяния птиц из стеатита, фрагменты расписных стеатитовых блюд, бусы и керамику, ввезенную сюда от­куда-то еще, что говорит о значительном развитии това­рообмена. Мистическое место Большое Зимбабве, по-видимому, находилось в центре оживленных торговых путей, связывавших между собой районы Южной Африки и побережье Индийского океана, где обосновались арабские купцы.


Святой город был поделен на два района. Основная масса Жителей (их было не менее десяти тысяч человек) ютились в соломенных хижинах, знатные люди селились в специально огороженных районах города. Один из таких участков, несомненно, имел религиозное предназначение: уже с XIX в., когда о Большом Зимбабве стало известно археологам, удалось обнаружить алтари и каменные из­ваяния птиц, очевидно, изображавшие души правителей. Еще за одной каменной изгородью, вероятно, находилось жилище правителя или главного шамана.

Большая часть архитектурных сооружений — камен­ных башен, монолитов и алтарей — была предназначена для молитв. Слово «зимбабве» помимо основного значе­ния — «каменные дома», имеет и дополнительное — «дома поклонения». В основном здесь молились богам, «ответственным» за дождь, а значит, за богатый урожай. Глав­ным богом местного племени был творец — Мвари. Племя мбире поклонялось также мбондоро — духам правящих династий. В Большом Зимбабве шоны жили вплоть до начала XIX в.

О том, для чего первоначально использовалось это мес­то, у ученых до сих пор нет ясного представления. Наибо­лее перспективной представляется попытка основываться на знаниях по этнографии народа шона, в частности, по мифологии. Работу в этом направлении предпринял Томас Хаффман. По его мнению, большая крепость в долине пред­назначалась для инициации девушек, а сам план города сим­волизировал мужское и женское начала. Возможно и другое толкование. Если в огороженном поселении на холме жил шаман, тогда в большом поселении, возможно, располагал­ся дворец правителей.