Храмы Луксора и Эль-Карнака, Египет

Храмы Луксора и Эль-Карнака, Египет

Луксор и Эль-Карнак находятся на территории древ­них Фив: Луксор занимает южную их часть, а Эль-Кар­нак — северную. Многие считают расположенные здесь храмы вершиной египетской архитектуры. Карнак древ­ние египтяне назвали Ипет-исут («святейшее место»). Фивы являлись столицей Древнего Египта с 2000 г. до н. э. Вершина фиванского могущества приходится на эпоху Нового царства. Изготовленные из необожженной глины фиванские дворцы давно разрушились, а каменные хра­мы стоят до сих пор.

Еще до возведения таинственного Луксорского храма здесь находились культовые постройки, и место это считалось священным. И сегодня оно собирает толпы паломников и богомольцев.

аллея сфинксов

аллея сфинксов

Луксорский храм построен в период правления фара­она Аменхотепа III на месте более древнего в честь местной триады богов — Амона, Хонсу и богини Мут. Позднее по приказу Хоремхеба было  построено место силы,  аллея сфинксов, связавшая Луксорский и Карнакский храмы. По ней шла торжественная процессия во время праздника Опет. Фараон Рамзес II добавил к храму зал при входе, пилоны и обелиски.

Храм расположен неподалеку от Нила. Его почти не­прерывно использовали по прямому назначению. В период господства христианства гипостильный зал превратился в христианскую церковь, а чуть западнее сохранились остат­ки коптской церкви. На месте, где ранее стоял храм, была сооружена мечеть, а когда ученые обнаружили древнюю постройку, мечеть было решено сохранить как неотъемлемую часть памятника.

статуя фараона

статуя фараона

Луксорский храм –  метсо силы,  имел большое значение во время праздника Опет, призванного примирить божественную и человеческую природы фараона. Процессия, несшая изображения царствующей семьи, начиналась в Карнаке и заканчивалась в Луксорском храме. Позднее толпы воинов, танцоров, музыкантов и чиновников шествовали по перекинутому через Нил мосту. Когда процессия входила в храм, появлялись фараон и жрецы. Тогда-то смертный фараон получал божественную благодать («ка») и становился полубогом. Таким образом, праздник служил для упрочения власти фараона.

В двух милях от мистичекского Луксорского храма находится Карнакский храм, состоящий из трех крупных сооружений, нескольких храмов меньшего размера, находящихся в пределах главной территории, и нескольких храмов за ее стенами. На протяжении тринадцати столетий фараоны продолжали строить эти храмы. В центре таинственного комплекса на­ходится храм Амона, севернее — храм Монту, южнее — храм Мут.

Наибольшее впечатление в храмовом комплексе произ­водит гипостильный зал — один из шедевров мировой ар­хитектуры.

гипостильный зал

гипостильный зал

Сооружение зала началось в период правления Рамсеса I, продолжалось при Сети I и было закончено при его сыне, Рамсесе II. Стены, потолки и колонны были вы­крашены натуральными красками. Храм освещался через верхний ряд окон, снабженных каменными филенками, при­чем свет падал необычными бликами благодаря разнице в вы­соте колонн центральной части храма и его приделов. Построено это было с тем расчетом, чтобы храм изнутри на­поминал густой лес, ветви деревьев которого бросают причуд­ливые тени на окружающее. Потолок зала находился на высоте 25 м, его поддерживали двенадцать колонн, стоявшие двумя рядами по шести колонн в каждом. На верхушках колонн были закругленные капители. Позади каждого ряда нахо­дится семь рядов маленьких колонн тринадцатиметровой длины. Всего таких малых колонн сто тридцать четыре. Внешние стены расписаны изображениями битв, либо дей­ствительно имевших место, либо придуманных художни­ком в назидание, либо в ритуальных целях.

Через гипостильный зал можно попасть в узкий дво­рик, где когда-то стояло несколько обелисков. Один из них, высотой 21 м, построил фараон Тутмос III, отец цари­цы Хатшепсут. За ним стоит единственный дошедший до нас обелиск Хатшепсут — выдающейся правительницы, бросившей вызов традициям своего времени.

После прихода к власти преемник Хатшепсут Тутмос III окружил ее обелиск стеной, чтобы никто его не видел. Либо Тутмос не хотел сносить обелиск, либо опасался мести богов, если уничтожит его.

В глубине комплекса находится центр храма — святилище, Святая святых. В нынешнем виде святилище было Построено братом Александра Македонского Филиппом, однако до того здесь находилось другое святилище, со­оруженное Тутмосом III. До нашего времени сохрани­лось несколько блоков того святилища и оригинальные надписи.

Карнакский храм — крупнейшее религиозное сооружение. В одном храме Амона уместился бы десяток обычных европейских соборов. Гипостильный зал, площадь которого превышает 5 тыс. кв. м, и по сей день является крупнейшим религиозным залом в мире.

Считается, что храм Амона символизирует первона­чальный островок жизни, от которого произошло все остальное. Колонны — это каменные останки растений, которые когда-то были на этом древнем острове. Как гла­сит миф, земля некогда была покрыта водой, из которой появился островок. На этом островке вырос тростник, на него сел бог-сокол Гор. Сам же храм является изображением этого мифа в камне.