Гора Синай

Гора Синай

В Библии (Исход, 3) сказано о том, как Моисей пас овец далеко в пустыне у Божьей горы Хорива. Ему явился ангел Господень из тернового куста, который горел, по не сгорал. Из среды куста воззвал к Моисею Господь Бог: «Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услы­шан вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исход, 3:7—8). Бог приказал Моисею вывести из Египта еврейский народ, а когда это произойдет, совер­шить «служение Богу на этой горе» (Исход, 3:12).


Моисей вывел свой народ из Египта. Они странство­вали три месяца и пришли в пустыню Синайскую, и «рас­положился там Израиль станом против горы» (Исход, 19:2). Моисей поднялся на гору Синай, и сказал ему Бог, что его народ будет «царством священников и народом святым» (Исход, 19:6). Господь сообщил Моисею, что сойдет в третий день «пред глазами всего народа на святую гору Синай».

На третий день «были громы, и молнии, и густое об­лако над горою, и трубный звук весьма сильный». Мои­сей вывел народ, и они встали у подошвы горы. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне» (Исход, 19:18). Господь призвал Моисея на верши­ну горы и дал ему там Десять заповедей и другие установ­ления, составившие основу Торы (Пятикнижия) — базиса иудейского вероучения.

У подножия святой горы Моисей построил жертвенник и две­надцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых.

Затем Господь снова повелел Моисею взойти на гору; «и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Ис­ход, 24:18). В этот раз Бог дал Моисею две скрижали с заповедями, «на которых написано было перстом Божиим». За время отсутствия Моисея евреи переплавили свои серьги, изготовили золотого тельца и стали ему покло­няться. Когда Моисей, спустившись с горы, приблизился к соплеменникам и увидел «тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою». Подавив мятеж среди своего на­рода, он снова взошел к Господу и вернулся с новыми скрижалями.

Точное расположение святой горы Синай установить не уда­лось. Обычно считается, что она находится в горной цепи на южной оконечности Синайского полуострова. Здесь расположена гора Джабал Катрина с двумя вершинами: северная называется Хореб, а южная — Джабал Муса (гора Моисея). Именно Джабал Муса, как полагают, и есть библейская гора Синай.

В 330г. н. э. к этой горе совершила паломничество Мать императора Константина Елена. Она приказала по-I I роить у подножия горы церковь: здесь, как считали, находился терновый куст, из среды которого беседовал Господь с Моисеем. В 527-565 гг. н. э. по приказу импе­ратора Юстиниана церковь была расширена и снабжена укреплениями. Сейчас здесь монастырь Св. Екатерины. Он считается старейшим действующим монастырем христианского мира. В мраморной раке в этом монастыре хранятся мощи св. Екатерины Александрийской. В монастыре сохранилась небольшая мечеть X—XI вв., построенная, возможно, с тем, чтобы ублажить исламские власти. В небольшой домовой церкви Св. Трифона хранятся че­репа умерших монархов. Создательницей и покровитель­ницей монастыря была Русская православная церковь, но Сейчас он находится в юрисдикции Элл адской православ­ной церкви.

Хотя именно Джабал Муса, по мнению миллионов паломников, является горой Синай, выдвигаются и другие предположения.

гора Синай

гора Синай

Так, гарвардский профессор Франк Кросс утверждает, что гора Синай расположена на северо-западе Сау­довской Аравии. Чак Мисслер (в книге «Вот она — гора Синай?») и Хавард Блюм (в книге «Золото Исхода») ут­верждают, что на самом деле — это гора Джабал ал-Лауз, также находящаяся на территории Саудовской Аравии (высота горы — 2500 м). Здесь побывали «два искателя приключений» (так называет их Блюм), Боб Корнюк и Ларри Вильямс, которым удалось установить, что мест­ная растительность действительно позволяет пасти скот, что совпадает со словами Библии о том, что здесь пас стадо Моисей. В своеобразном амфитеатре, образован­ном двумя верхушками горы, разыгралась, пишет Мисслер, «величайшая драма в истории». Южнее находится огромный пустырь, где, по мнению Корнюка и Вильямса, произошло сражение у Рефидима (Исход, 17). Путе­шественники наткнулись там и на сложенные рядком валуны, которые, по их заявлению, были похожи на ал­тарь, и рисунки с изображением египетских быков. Воз­можно, здесь находился золотой телец и жертвенник.

Сейчас в этом месте расположена секретная военная база войск Саудовской Аравии и США, действующая в рамках операции «Мирный щит». «Искателям приключе­ний» пришлось тайком проникнуть на территорию базы, но, преодолев столько препятствий, они так и не нашли в себе силы войти в пещеру, которая напоминает ту, где спал Моисей. Из пещеры, по их словам, исходила такая сила, с которой они не захотели иметь дело. Говорят, когда на вершине горы устанавливали девятиметровые радары, пропал один из рабочих. Впоследствии он вышел из пе­щеры в состоянии умственного помрачения.

Конечно, тот факт, что иудейская святыня оказалась на территории, принадлежащей арабам, не прошел неза­меченным. Некоторые заявили, что сама мысль о том, что гора Синай находится в Саудовской Аравии, являет­ся частью заговора с целью уничтожить иудаизм. Пред­ставитель властных структур Израиля выразился в беседе с Хавардом Блюмом более осторожно: «Такое могло про­изойти только с евреями. Мы так долго искали гору Си­най и вот наконец нашли ее. Так что же? Оказывается, она в Саудовской Аравии!»

Не следует забывать, однако, что Синай имеет свя­щенное значение не только для иудеев, но и для христиан и мусульман (они также считают Моисея — Мусу — пророком).

Выдвигаются и другие предположения насчет того, где именно находилась гора Синай. Есть мнение, что это ны­нешняя гора Кар ком в дальней части пустыни Негев, на границе между Израилем и Египтом. Здесь в 1955 г. вел исследования итальянский археолог, еврей по националь­ности, профессор Эммануэль Анати. Ему удалось обна­ружить росписи на камнях, относящиеся к эпохе среднего бронзового века. На них изображены религиозные сцены, люди за молитвой, а на одном камне расчерчены десять клеток. Возможно, пишет Анати, это и есть скрижали с Десятью заповедями. В другом месте изображена змея рядом с посохом, вполне вероятно, символизирующая события, описанные в Библии: Моисей и Аарон по пове­дению Господа бросили перед фараоном жезл, и тот сде­лался змеем (Исход, 7:8 – 12). Здесь же Анати обнаружил двенадцать камней, по его предположению, те самые, которые водрузил Моисей, изображая двенадцать колен Израилевых. Еще одним доказательством того, что в век бронзы вокруг горы шла активная жизнь, служат состав­ленные вместе валуны, использовавшиеся в качестве жерт­венников и надгробий. Развалины зданий, обнаруженные здесь же, напоминают храмы. Говорят, что это была «своего рода доисторическая Мекка: сюда приходили молить­ся толпы народу».

Еще одно предполагаемое место, где была гора Синай, также находится в Негеве. В 1995 г. доктор Джералд Аардсма высказал догадку, что гора Синай — это гора Йерохам. По его мнению, именно такое расстояние должны были преодолеть евреи по исходе из Египта. По его подсчетам, они не могли пройти более 630 миль. Гора Йерохам нахо­дится в 150 милях от Египта. Аардсма высчитал, что перед горой Синай должна была находиться пустошь, на которой уместилось бы шестьсот тысяч человек, для чего потребова­лось бы 1377 акров. Если рассуждать подобным образом, то окажется, что вблизи Джабал Муса нет такой площади, а у подножия горы Йерохам есть. Большое количество керами­ческих изделий, обнаруженных у подножия горы Йерохам, является, по мнению Аардсмы, дополнительным свидетель­ством того, что здесь находился крупный лагерь, где в тече­ние года жили много тысяч человек. Датировка керамики к тому же совпадает с тем временем, когда произошел исход евреев из Египта. Такой толпе потребовались бы значительные ресурсы воды. Близ горы Йерохам есть резервуар с водой, что отсутствует, например, у горы Карком.

Почему же так важно установить местоположение горы Синай? Для тех, кто считает ее священной, ответ очеви­ден: верующие хотят знать, где произошло событие, имев­шее такое громадное значение. Им хочется оказаться на земле, на которую ступала нога Моисея, ощутить энер­гию, исходящую от нее. Недаром Господь сказал Мои­сею: «…место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5).

Не менее важно знать правду и неверующим: ведь спо­ры о том, существовал ли пророк Моисей на самом деле или нет, произошел ли исход евреев из Египта или это вымысел, продолжаются. В египетских источниках об исходе не упоминается, что говорит о фантастичности этого события. С другой стороны, ученые утверждают: народам несвойственно придумывать истории о том, как когда-то их племя находилось в положении рабов. Таким образом, если удастся установить точное местоположе­ние горы Синай, это послужит новым доказательством того, что Ветхий Завет носит достоверный, а не вымыш­ленный характер.