В Библии (Исход, 3) сказано о том, как Моисей пас овец далеко в пустыне у Божьей горы Хорива. Ему явился ангел Господень из тернового куста, который горел, по не сгорал. Из среды куста воззвал к Моисею Господь Бог: «Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышан вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исход, 3:7—8). Бог приказал Моисею вывести из Египта еврейский народ, а когда это произойдет, совершить «служение Богу на этой горе» (Исход, 3:12).
Моисей вывел свой народ из Египта. Они странствовали три месяца и пришли в пустыню Синайскую, и «расположился там Израиль станом против горы» (Исход, 19:2). Моисей поднялся на гору Синай, и сказал ему Бог, что его народ будет «царством священников и народом святым» (Исход, 19:6). Господь сообщил Моисею, что сойдет в третий день «пред глазами всего народа на святую гору Синай».
На третий день «были громы, и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный». Моисей вывел народ, и они встали у подошвы горы. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне» (Исход, 19:18). Господь призвал Моисея на вершину горы и дал ему там Десять заповедей и другие установления, составившие основу Торы (Пятикнижия) — базиса иудейского вероучения.
У подножия святой горы Моисей построил жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых.
Затем Господь снова повелел Моисею взойти на гору; «и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Исход, 24:18). В этот раз Бог дал Моисею две скрижали с заповедями, «на которых написано было перстом Божиим». За время отсутствия Моисея евреи переплавили свои серьги, изготовили золотого тельца и стали ему поклоняться. Когда Моисей, спустившись с горы, приблизился к соплеменникам и увидел «тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою». Подавив мятеж среди своего народа, он снова взошел к Господу и вернулся с новыми скрижалями.
Точное расположение святой горы Синай установить не удалось. Обычно считается, что она находится в горной цепи на южной оконечности Синайского полуострова. Здесь расположена гора Джабал Катрина с двумя вершинами: северная называется Хореб, а южная — Джабал Муса (гора Моисея). Именно Джабал Муса, как полагают, и есть библейская гора Синай.
В 330г. н. э. к этой горе совершила паломничество Мать императора Константина Елена. Она приказала по-I I роить у подножия горы церковь: здесь, как считали, находился терновый куст, из среды которого беседовал Господь с Моисеем. В 527-565 гг. н. э. по приказу императора Юстиниана церковь была расширена и снабжена укреплениями. Сейчас здесь монастырь Св. Екатерины. Он считается старейшим действующим монастырем христианского мира. В мраморной раке в этом монастыре хранятся мощи св. Екатерины Александрийской. В монастыре сохранилась небольшая мечеть X—XI вв., построенная, возможно, с тем, чтобы ублажить исламские власти. В небольшой домовой церкви Св. Трифона хранятся черепа умерших монархов. Создательницей и покровительницей монастыря была Русская православная церковь, но Сейчас он находится в юрисдикции Элл адской православной церкви.
Хотя именно Джабал Муса, по мнению миллионов паломников, является горой Синай, выдвигаются и другие предположения.
Так, гарвардский профессор Франк Кросс утверждает, что гора Синай расположена на северо-западе Саудовской Аравии. Чак Мисслер (в книге «Вот она — гора Синай?») и Хавард Блюм (в книге «Золото Исхода») утверждают, что на самом деле — это гора Джабал ал-Лауз, также находящаяся на территории Саудовской Аравии (высота горы — 2500 м). Здесь побывали «два искателя приключений» (так называет их Блюм), Боб Корнюк и Ларри Вильямс, которым удалось установить, что местная растительность действительно позволяет пасти скот, что совпадает со словами Библии о том, что здесь пас стадо Моисей. В своеобразном амфитеатре, образованном двумя верхушками горы, разыгралась, пишет Мисслер, «величайшая драма в истории». Южнее находится огромный пустырь, где, по мнению Корнюка и Вильямса, произошло сражение у Рефидима (Исход, 17). Путешественники наткнулись там и на сложенные рядком валуны, которые, по их заявлению, были похожи на алтарь, и рисунки с изображением египетских быков. Возможно, здесь находился золотой телец и жертвенник.
Сейчас в этом месте расположена секретная военная база войск Саудовской Аравии и США, действующая в рамках операции «Мирный щит». «Искателям приключений» пришлось тайком проникнуть на территорию базы, но, преодолев столько препятствий, они так и не нашли в себе силы войти в пещеру, которая напоминает ту, где спал Моисей. Из пещеры, по их словам, исходила такая сила, с которой они не захотели иметь дело. Говорят, когда на вершине горы устанавливали девятиметровые радары, пропал один из рабочих. Впоследствии он вышел из пещеры в состоянии умственного помрачения.
Конечно, тот факт, что иудейская святыня оказалась на территории, принадлежащей арабам, не прошел незамеченным. Некоторые заявили, что сама мысль о том, что гора Синай находится в Саудовской Аравии, является частью заговора с целью уничтожить иудаизм. Представитель властных структур Израиля выразился в беседе с Хавардом Блюмом более осторожно: «Такое могло произойти только с евреями. Мы так долго искали гору Синай и вот наконец нашли ее. Так что же? Оказывается, она в Саудовской Аравии!»
Не следует забывать, однако, что Синай имеет священное значение не только для иудеев, но и для христиан и мусульман (они также считают Моисея — Мусу — пророком).
Выдвигаются и другие предположения насчет того, где именно находилась гора Синай. Есть мнение, что это нынешняя гора Кар ком в дальней части пустыни Негев, на границе между Израилем и Египтом. Здесь в 1955 г. вел исследования итальянский археолог, еврей по национальности, профессор Эммануэль Анати. Ему удалось обнаружить росписи на камнях, относящиеся к эпохе среднего бронзового века. На них изображены религиозные сцены, люди за молитвой, а на одном камне расчерчены десять клеток. Возможно, пишет Анати, это и есть скрижали с Десятью заповедями. В другом месте изображена змея рядом с посохом, вполне вероятно, символизирующая события, описанные в Библии: Моисей и Аарон по поведению Господа бросили перед фараоном жезл, и тот сделался змеем (Исход, 7:8 – 12). Здесь же Анати обнаружил двенадцать камней, по его предположению, те самые, которые водрузил Моисей, изображая двенадцать колен Израилевых. Еще одним доказательством того, что в век бронзы вокруг горы шла активная жизнь, служат составленные вместе валуны, использовавшиеся в качестве жертвенников и надгробий. Развалины зданий, обнаруженные здесь же, напоминают храмы. Говорят, что это была «своего рода доисторическая Мекка: сюда приходили молиться толпы народу».
Еще одно предполагаемое место, где была гора Синай, также находится в Негеве. В 1995 г. доктор Джералд Аардсма высказал догадку, что гора Синай — это гора Йерохам. По его мнению, именно такое расстояние должны были преодолеть евреи по исходе из Египта. По его подсчетам, они не могли пройти более 630 миль. Гора Йерохам находится в 150 милях от Египта. Аардсма высчитал, что перед горой Синай должна была находиться пустошь, на которой уместилось бы шестьсот тысяч человек, для чего потребовалось бы 1377 акров. Если рассуждать подобным образом, то окажется, что вблизи Джабал Муса нет такой площади, а у подножия горы Йерохам есть. Большое количество керамических изделий, обнаруженных у подножия горы Йерохам, является, по мнению Аардсмы, дополнительным свидетельством того, что здесь находился крупный лагерь, где в течение года жили много тысяч человек. Датировка керамики к тому же совпадает с тем временем, когда произошел исход евреев из Египта. Такой толпе потребовались бы значительные ресурсы воды. Близ горы Йерохам есть резервуар с водой, что отсутствует, например, у горы Карком.
Почему же так важно установить местоположение горы Синай? Для тех, кто считает ее священной, ответ очевиден: верующие хотят знать, где произошло событие, имевшее такое громадное значение. Им хочется оказаться на земле, на которую ступала нога Моисея, ощутить энергию, исходящую от нее. Недаром Господь сказал Моисею: «…место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5).
Не менее важно знать правду и неверующим: ведь споры о том, существовал ли пророк Моисей на самом деле или нет, произошел ли исход евреев из Египта или это вымысел, продолжаются. В египетских источниках об исходе не упоминается, что говорит о фантастичности этого события. С другой стороны, ученые утверждают: народам несвойственно придумывать истории о том, как когда-то их племя находилось в положении рабов. Таким образом, если удастся установить точное местоположение горы Синай, это послужит новым доказательством того, что Ветхий Завет носит достоверный, а не вымышленный характер.