Варанаси (в прошлом Бенарес или Банарас), северная Индия

Варанаси (в прошлом Бенарес или Банарас), северная Индия

Расположенный в штате Уттар-Прадеш на северном берегу реки Ганг, Варанаси является священным горо­дом для индуистов. Здесь расположено одно из двенадца­ти мест джортилинги и место поклонения Шакти (Шакти в индуизме — олицетворение могущества верховной богини). В этот город стекаются самые многочисленные толпы паломников со всей страны. Известный в древно­сти как Авимукта или Каши, что означает «место, где сияют божественные огни», этот центр культовых обря­дов и поклонения был заселен еще три тысячи лет назад. В свое время Бенарес называли также «Городом света». Всего в нескольких милях отсюда, в Сарнатхе, Будда про­изнес свою первую проповедь.

Несмотря на древность, в городе сохранилось всего несколько зданий, построенных ранее второй половины XVI в. Армии мусульманских захватчиков начиная с XI в. разрушали древние индуистские храмы и возводили на их местах мечети. Рассказывают, что войска Кутуб уд Дина Айбака в течение 1194 г. уничтожили тысячу священных зданий. Шах Джахан, более известный как создатель Тадж-Махала, разрушил 76 храмов.

В современном Варанаси сохранилось более 1500 хра­мовых построек, самая известная из которых — джортилинга Вишванатх (или «Золотой храм»), восстановленная в 1776 году. Этот храм возведен в честь бога Шивы и в своих стенах содержит его олицетворение в виде черного каменного лингама посреди серебряного алтаря.

Другой достопримечательностью города и местом мас­сового поклонения является Джнана Вапи («Колодец муд­рости»), выкопанный, как гласит предание, самим Шивой. Его вода содержит джнану (свет мудрости).

Сегодня индуисты-паломники стекаются сюда со всего мира. Имеются данные о том, что традиция совершать паломничество в Варанаси родилась еще в VII в. Боль­шие группы людей собираются вдоль берегов священно­го Ганга в районе многочисленных гхатов (ступенчатых спусков к воде). Последователи индуизма верят, что омо пение в Ганге очищает их от грехов, а смерть на его бере­гах является залогом грядущего спасения.

Согласно легенде, Ганг берет свое начало на небесах. Тот, кто выпьет хоть каплю его воды, очистится от гре­ков, совершенных за всю жизнь. Бутыли с водой Ганга считаются ценной собственностью, их часто приносят к постели умирающего.

Гхаты используются не только для совершения омо­вения. Здесь также часто проводятся церемонии прощания и кремации. Тех, кто специально приходит в Варанаси умирать, именуют «дживан мукта», то есть «те, кто обрел освобождение при жизни». Считается, что кремация в этих священных местах гарантирует получение мокши — ос­вобождение души и ее выход из круга постоянных пере­рождений (сансары). Тела умерших и умирающих несут со всей округи. Писательница Диана Экк в своей книге «Банарас — город света» пишет: «Смерть в Каши не страшшна потому, что рядовой бог смерти, ужасный Яма, не имеет Здесь власти. Смерть в Каши — это смерть, утратившая свои уродливые формы, потому не пугающая и встречае­мая как избавление».

Вокруг города проходит священный путь Панчакроши Парикрама. Свое начало он берет от гхата Маникарника, где паломники совершают омовение в Ганге. Потом необходимо обойти город по часовой стрелке, посетить 108 храмов, что означает, преодолеть расстояние в пять­десят миль за пять дней. Не менее популярен маршрут Панчатиртхи, начинающийся от гхата Аси и проходящий по берегу Ганга с пятью обязательными омовениями в строга определенных тиртхах (бродах или переправах). При каждой остановке паломники произносят слова самкальпы, обетов и читают молитвы в тех местах, где переправы в материальном мире совпадают с перекрестками в мире духовном.