Храм Изумрудного Будды, Ват Пра Кео, Бангкок, Таиланд

Храм Изумрудного Будды, Ват Пра Кео, Бангкок, Таиланд

Ват Пра Кео был построен по приказу царя Рамы Пер­вого в 1782 г. на восточном берегу реки Чао Прайя специ­ально для того, чтобы поместить в него статую Изумрудного Будды, самое известное и почитаемое изображение Будды в Таиланде. Фигура вырезана из нефритового монолита и представляет собой «Просветленного», сидящего на один­надцатиметровом позолоченном возвышении в тени сво­его зонта. Тайцы верят в то, что поддержание статуи в хорошем состоянии гарантирует процветание всей нации.

Свидетельством особого отношения к этому изобра­жению в стране может служить следующий исторический факт времен Второй мировой войны: полевой командир Фибун Сонгкран, убежденный в том, что Япония будет одной из победительниц, 14 декабря 1942 г. заключил с представителями Страны восходящего солнца договор о сотрудничестве. Юдифь Стоув в своей книге «Сиам ста­новится Таиландом» так описывает процедуру его под­писания: «Чтобы подчеркнуть торжественность и нерушимость договора, его подписание проходило пе­ред «Изумрудным Буддой», самым священным изобра­жением во всем Таиланде».

Как и большинство древних рассказов о происхожде­нии тех или иных объектов поклонения, история появле­ния этой статуи связана со множеством мифов. Несмотря на то, что памятник несколько раз привлекал к себе внимание серьезных исследователей и по истории его создания написано несколько исторических трудов, легенды о том, когда и кем была создана эта фигура, так и остались не опровергнутыми. Наиболее часто рассказывают одну из них.

В 1434 г. во время грозы в Лампанге, недалеко от го­рода Чьенграй на севере Таиланда, молния ударила в сту­пу, явив каменное изваяние Будды, покрытое штукатуркой. Статую принесли в дом священника, который однажды за­метил, что штукатурка на лице Будды потрескалась и под пей виден камень зеленого цвета. Священник снял покры­тие со всего изваяния, открыв тем самым все его велико­лепие. Очень скоро эта статуя стала объектом поклонения и паломничества. В то время городом Чьенграй правил царь Чьенгмая Самфангкаен. Трижды он посылал своего представителя верхом на слоне за этой реликвией, и триж­ды слон поворачивал в противоположную сторону.

Царь счел это знамением, которое говорило о том, что духи, охраняющие изваяние, против его перемеще­ния. Таким образом, «Изумрудный Будда» оставался в Лампанге в течение последующих тридцати двух лет, до 1468 г., когда по приказу царя Тилока его перевезли в город Чьентмай и поместили в огромную ступу Чеди Луан. Там он простоял в окружении изваяний правителей Чьенг-мая вплоть до 1778 г.

Этот регион был захвачен царем Таксином. Один из его подчиненных, генерал Чакри, потом взявший имя Рама I, привез статую в город Тонбури, ставший позднее столи­цей Таиланда. Специально для нее в течение двух лет был построен храм, в котором изваяние было установле­но в 1784 г. Легенда гласит, что Рама I имел два вида одеяния для Будды: одно, усыпанное алмазами, — для жаркого сезона, а другое, золотое, — на период дождей. Рама III позднее приказал изготовить третье одеяние, сде­ланное из золота, покрытого эмалью, — для зимы. Пра­вящие монархи собственноручно меняют эти одеяния в соответствии с временами года, тем самым удерживая удачу на период своего правления.

Высота статуи достигает 66 см, а ширина в районе колен — 48 см. На лице, чуть выше бровей, изображен третий глаз. Сами глаза опущены, что заставляет смотря­щих на него хранить почтительное молчание. Рот и нос чрезвычайно малы, форма ушей слегка удлиненная, что свидетельствует о божественном статусе их владельца. «Изумрудный Будда» изображен сидящим на каменной платформе, которая, в свою очередь, установлена на зо­лотом цветке лотоса. Правая нога покоится на левой, и это дает основания полагать, что изображение изготовле­но в северном Таиланде незадолго до того, как он был впервые открыт. Исследователи отмечают, что Будда си­дит в позе йогической медитации, что придает ему сход­ство с изображениями, изготовленными на юге Индии или на Шри-Ланке. На территории Таиланда никогда не изображали Будду в такой позе. Таким образом, споры по поводу его происхождения продолжаются до сих пор.

Изумрудный Будда, Ват Пра Кео, Бангкок, Таиланд

Изумрудный Будда, Ват Пра Кео, Бангкок, Таиланд

В 1788 г. Рама I велел переписать часть Священного буддийского трактата (Трипитаки), а копия новой версии была помещена в библиотеку при храме «Изумрудного Будды». Во время праздника, посвященного этому собы­тию, искры фейерверка попали на крышу библиотеки, и она загорелась. К счастью, священные тексты были спа­сены. Некоторое время спустя на этом месте было возве­дено новое здание.

С восточной стороны храма воздвигнуты восемь ба­шен, каждая из которых посвящена одному из восьми ключевых понятий в буддийском учении: Будде, Дхаме (икону), Сангхе (монашеской общине), Бхикшнуни (свя­тым), буддам Паччекабодхи (буддам, достигшим просвет­ления, но не занимавшимся проповедованием), Чокравати (великим императорам), Бодхисаттве (Будде в его прош­лой жизни) и Майтрейи (грядущему Будде).

Статуя «Изумрудного Будды» является важнейшим религиозно-политическим символом в жизни тайского общества. Считается, что это изображение обладает особенной энергетикой, способностью излечивать болезни и изгонять демонов. Правитель воспринимается как персональный хра­нитель реликвии, а обладание ею подтверждает легитим­ность монарха.

Храм «Изумрудного Будды» перенес ряд серьезных об­новлений в 1882, 1932 и 1982 гг., что совпало со столет­ним, стопятидесятилетним и двухсотлетним юбилеями Бангкока.