Дворцовый комплекс в Митле

Дворцовый комплекс в Митле

Город Митла расположен в возвышенной части Тлаколула, одной из трех составляющих долины Оахака, имею­щей форму трехлучевой звезды. В то время как Монте-Альбан, ранее крупный социальный и политический центр, стоит в месте соединения трех долин, Митла более удалена, что, возможно, обусловило ее роль как мистического религиоз­ного центра.

Каменные заслоны от ветра на холмах вокруг Митлы свидетельствуют о появлении людей на этой территории за несколько тысячелетий до начала нашей эры. Сам го­род был заселен приблизительно в 100 г. н. э. Его назва­ние «Нахуатл Миктлан» переводится как «место мертвых». На языке сапотеков оно звучало как «Лйобаа», то есть «место для погребения».

Митла, Оахака, Мексика

Митла, Оахака, Мексика

В XVII в. испанский священник Франциско де Бурго назвал Митлу основным религиозным центром сапоте­ков. По своей известности загадочный город уступает только расположенному поблизости Монте-Альбану.

Все местные постройки, как правило, невысоки и значительно растянуты по горизонтали. Дома соседству­ют с площадями. Украшения зданий состоят из дере­вянных панелей, покрытых штукатуркой и сложным мозаичным узором. Такие мозаичные картины, состоящие из повторяющихся геометрических узоров, явля­ются основной отличительной чертой Митлы. Техника их исполнения, заключающаяся в нанесении тысяч фрагментов в несколько слоев, что дает возможность создания выпуклого изображения, имеет определенное сходство с так называемой «греческой» мозаикой. Мно­гие исследователисклоняются к предположению, что на большинстве таинственных картин изображены Пернатый змей Кецалькоатль или персонифицированное понятие Све­та, одного из основных божеств религии сапотеков. Строения Митлы, по одной теории, представляют со­бой квинтэссенцию архитектурных достижений сапо­теков, по другой — являются образцами творчества культурной традиции миштеков, которая позднее за­няла доминирующее положение в Митле и Монте-Альбане.

Греческий рисунок на стенах дворца в Митле

Греческий рисунок на стенах дворца в Митле

Приезжающие сюда часто говорят о странном ощу­щении мистического начала, которым пронизана вся местность. Один из туристов, описывая свои впечатления, рассказывал о «чем-то гипнотически зачаровывающем в, них повторяющихся геометрических узорах… когда вы находитесь среди этих зданий, возникает потребность го­ворить вполголоса».

Центральное место в мистическом комплексе занимают так называе­мый Колонный зал и Большой дом пеццалао. Колонный зал имеет форму прямоугольника. Здесь же находится зна­менитая Колуна де ла вида, «Колонна жизни». Согласно мистическому поверью, можно узнать, много ли лет жизни тебе осталось, если попытаться ее обхватить, а потом посчитать, сколько места осталось между руками. К залу примыкают две ве­ранды (пьяцца). Северная ограничена с четырех сторон платформами. На ней располагается основное здание. Во внутреннем дворике (патио) сохранились руины алтаря.

Митла, «Колонна жизни»

Митла, «Колонна жизни»

В связи с тем, что Митла в отличие от Монте-Альбапа была исключительно религиозным центром, местом силы, верхов­ный жрец жил именно здесь. Испанские завоеватели сравнивали его с папой. Жрец жил в храме, называвшем­ся «йохопее», что значило «дом жизненной силы». В настоящее время от этого здания сохранились лишь колонны и стены.

В основе религии сапотеков лежали представления о двух основных божествах, боге неба и боге земли. Существовало также различие между объектами, «содержащими» и «не содержащими» в себе жизнь. Свет и землетрясения обладали жизнью. Свет занимал центральное место во всей системе мировоззрения. Умершие представители правящего класса присоединялись к Свету в образе «людей-облаков» (их на­вивали «бед-заа») и при помощи священников могли при­носить удачу живым сапотекам. Грубо говоря, «люди-облака» выполняли роль святых в католичестве.

В северном и восточном зданиях загадочного комплекса рас­полагаются великолепно оформленные надгробия вы­сокопоставленных особ. Без сомнения, они смогли присоединиться к Свету в своей загробной жизни. Очевидно, чести быть захороненными в Митле удос­таивались только выдающиеся персоны; вероятнее все­го, здесь находилось особое мистическое место, предназначенное для знати и обеспечивающее кратчайший путь к богам.