Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

12 сентября 1940 г. четыре приятеля-подростка: Мар­сель, Жорж, Джим и Симон с собакой Робот гуляли в лесу, в окрестностях своей родной деревни Монтиньяк, в долине Дордонь и взобрались на холмы Ласко, чтобы поиграть. В конце дня ребята обнаружили, что потеряли Робота, и отправились его искать.

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

Собака провалилась в дыру, уже известную Марселю. X. Бауманн в своей книге «Пещеры великих охотников» приводит слова Марселя: «Я знал, что это: это — пещера. Но невозможно сказать, насколько она велика и насколько вглубь она уходит». Мальчики решили сбегать за снаря­жением, прежде чем лезть в темноту и неизвестность. На следующее утро они вернулись с веревками и фонарями и спустились в таинственную пещеру в поисках пса.

Место, куда они попали, было одним из самых важ­ных и необычных мистических святилищ доисторического человека. Ласко — одна из самых крупных пещер, где наскальная живопись прекрасно сохранилась. Комплекс состоит из главной, пещеры, шириной двадцать метров и высотой пять, известной теперь как «Пещера быков», и многих крутых галерей. Живописные, графические и высечен­ные изображения животных покрывают стены: это днев­ник эпохи палеолита.

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

Углеродный анализ показал, что загадочную пещеру использова­ли в период приблизительно с 15 тыс. до н. э., когда и было создано большинство рисунков, и вплоть до 9 тыс. до н. э.

Впервые таинственную пещеру взялся исследовать французский ар­хеолог Анри Эдуар Проспер Брейль, прославившийся как «отец доисторических исследований». Изучать загадочные рисунки было порой непросто, поскольку многие находились в труднодоступных местах. Брейль и его сотрудники реши­ли, что за долгие годы дно пещеры осело и рисунки ока­зались выше, чем первоначально, — в древности до них было легче добраться. Тем не менее, ученые предположи­ли, что уже тогда для создания рисунков использовались лестницы и леса — фактически в пещере были обнаруже­ны гнезда для перекрытий лесов.

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

Весть об открытии разошлась, и люди со всех концов света стали съезжаться сюда, чтобы посмотреть на рисун­ки, после того как в 1948 г. комплекс был открыт для широкой публики. Каждый год пещеру посещало до ста тысяч туристов. К сожалению, очень скоро от наплыва посетителей, проникновения света в пещеру и возраста­ющего движения транспорта поблизости цвета и детали изображений стали тускнеть. На стенах появилась пле­сень. В результате в 1963 г. пещера была закрыта для пуб­лики.

Мистические рисунки на стенах изображают множество животных: быков, бизонов, лошадей. Всего насчитывается около ше­стисот рисунков животных и почти полторы тысячи вы­сеченных на стенах изображений. Рисунки сделаны на светлом фоне с оттенками желтого, красного, коричнево­го и черного. Пожалуй, самые замечательные изображают четырех больших быков длиной около 5 м и таинственно­го двурогого зверя — последний, вероятно, мифическое существо.

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

В таинственной пещере также есть изображения человека. Интерес­но, что изображения животных более верны и детализи­рованы, чем изображения людей, которые скорее похожи на палочки. Предполагают, что животные были более важ­ны для художников. Изображая животных, охотники на­деялись привлечь добычу и обеспечить себя пищей и прочими запасами. Таким образом, рисунки выступали в качестве мистических помощников охотников. Брейль отмечал, что (цитата из книги П. М. Гранда «Доисторическое искусст­во: живопись и скульптура палеолита»): «Только те пле­мена, которые жили охотой и рыболовством, практиковали эту охотничью магию».

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

Следовательно, пещеры были не домами древних людей, а первыми храмами, где они мо­лились своим таинственным божествам, прося у них удачной охоты. Даже если это не были молитвы в нашем понимании, древние люди могли, глядя на эти изображения, воображать себе будущую охоту в надежде, что боги действительно сдела­ют ее удачной. Пещеры, подобные Ласко, были святи­лищами, где находились священные для их обитателей изображения. Гранд описывал их как «места, специально выбранные для хранения секретов той или иной цивили­зации».

Пещера Ласко была внесена в список всемирного на­следия ЮНЕСКО в 1979 г. Учитывая интересы туристов, в 1983 г. была создана частичная копия пещеры, точно повторяющая оригинал и известная как «Ласко II». Она была открыта для туристов неподалеку, и к середине 1990-х гг. уже принимала около трехсот тысяч посетите­лей ежегодно.

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

Пещеры Ласко, департамент Дордонь, Франция

В августе 2000 г. ученые выдвинули интересную ги­потезу относительно таинственных изображений в пещерах Ласко. Доктор М. Раппенглюк из Мюнхенского университета предположил, что рисунки могли изображать части ночного неба. Художников из Ласко завораживало цар­ство богов. Одна такая доисторическая карта была най­дена в части пещеры, известной как «Шахта мертвеца». Там на стене нарисованы бык, птица на палке и фигура получеловека-полуптицы. Раппенглюк считает, что кон­туры этих трех изображений образуют карту, на которой глаза животных соответствуют звездам Денебу, Веге и Альтаиру. Это звезды так называемого Летнего Тре­угольника, они ярче других выделяются на ночном летнем небе юга Франций. Ближе к выходу находится еще одно изображение — сложный рисунок быка, на котором можно разглядеть Плеяды — звезды, известные под названием «Семь сестер». Плеяды часто упоминаются в от­четах движения «Новая эпоха» и в заявлениях так называемых контактеров с НЛО, — тех, кто утверждает, что входил в контакт с инопланетянами. Раппенглюк счи­тает, что рисунки в пещерах являются свидетельством интереса древнего человека к звездам. «Это карта доисто­рического космоса, — говорит он, — таким древние люди видели небо: полным животных и духов-руководителей».