кондор в долине Наска

кондор в долине Наска

На горном плато длиной в 60 и шириной в 5 миль, расположенном недалеко от океанского побережья Перу, находится загадочная территория, которая на протяжении десятков лет является предметом многочисленных дискуссий. Она называется Пампа Колорада («Красная равнина») и была населена народом наска. Оставшееся после них наследие является самым удивительным в мире примером искус­ства обработки земли.

Здесь расположены тысячи вырезанных в почве таинственных линий, которые, если смотреть на них с земли, представляются бес­порядочными и бессмысленными, а с воздуха видно, что они являются частями огромных узоров и изображений жи­вотных. Исследователь Вильям X. Айсбелл разделил все изоб­ражения на следующие категории: длинные прямые линии, геометрические фигуры, изображения растений и живот­ных (в том числе птиц, пауков, рыб и обезьян), каменные насыпи и загадочные украшения на склонах холмов. Протяженность некоторых линий достигает нескольких миль, их ширина колеблется от 14 см до нескольких сот метров, а назначение остается загадкой. Считается, что возраст местных таинственных изобра­жений составляем минимум полторы тысячи лет.

Линии в пустыне Наска, паук.

Линии в пустыне Наска, паук.

Земля в этом районе состоит из двух слоев: первый образуют темнее камни, лежащие, поверх слоя мягкой почвы. Изображения создавались путем удаления камней таким образом, что обнажалась более светлая поверхность. Камни использовались потом для создания насыпей. Ста­бильный климат, присущий этому региону, один из са­мых сухих и маловетреных в мире, способствовал тому, что линии сохранялись на протяжении веков.

Основной вопрос, которым задаются все занимающие­ся этим явлением: зачем людям, неспособным подняться в воздух, понадобилось создавать изображения, которые можно увидеть только с высоты? Ответы и предположе­ния исследователей многочисленны и часто противоре­чивы: от идеи о нежелании художников сделать свои творения доступными для окружающих до гипотезы об использовании этой территории в качестве посадочной площадки для кораблей инопланетян. Автором последней версии выступил Джеймс В. Моузли, предположивший в статье, опубликованной в «Фэйт» в октябре 1955 г., что загадочный народ наска скорее всего создал эти фигуры «для подачи сигналов пришельцам с другой планеты или иной сверхразвитой цивилизации на Земле, представители которой периодически наносили визит племени». Эта идея была подхвачена Луисом Повелсом и Жаком Бержье в книге «Утро Могикан» и в конечном итоге обрела определен­ную популярность, особенно после того, как была еще раз озвучена в книге швейцарца Эриха фон Деникена «Ко­лесницы богов?». Последний считал даже, что вся равни­на представляла собой «аэродром» для пришельцев.

Обезьяна в долине Наска

Обезьяна в долине Наска

Другие ученые придерживаются мнения, что люди племени наска могли подниматься в воздух при помо­щи шаров, заполненных горячим воздухом, правда, по­пытки доказать это привели к очередной вспышке полемики. Доступные на сегодняшний день историче­ские свидетельства в пользу этой теории можно разде­лить на две группы: с одной стороны, на керамических изделиях, обнаруженных при раскопках на этой терри­тории, были обнаружены изображения, напоминающие шары или аэростаты; с другой — многие линии закан­чиваются широкими круглыми «очагами», заполненны­ми почерневшими камнями, местами, откуда, возможно, запускались самодельные летательные аппараты. Билл Спорер попытался проверить эту гипотезу, создав воз­душный шар из материалов, доступных наска того вре­мени, и запустив его с места расположения одного из таких «очагов». Шар поднялся на высоту 120 м и не­сколько минут продержался в воздухе.

линии в долине Наска

линии в долине Наска

Возможно, идея о наблюдении изображений с высоты возникла у современных ученых вследствие того, что они рассматривают это явление с позиции «западной» культу­ры. Очевидно, на них стоило бы попытаться взглянуть, вклю­чив воображение. Эксперт по наскальным изображениям Виннипегского университета Перси Б. Кларксон совершила прогулку по линиям, мысленно представляя себе то изобра­жение, по фрагментам которого она передвигалась. Позднее сделанные ею зарисовки полностью совпали с кадрами, по­лученными в результате аэрофотосъемки. Возможно, для создателей этих картин мысленное представление образа и перенос его на землю составляли часть мистического религиозного ритуала.

Не исключено также, что огромные рисунки создава­лись для того, чтобы боги смогли их заметить с высоты сво­его роста. Такое поверье могло существовать у наска, оно было характерно для многих древних культур. Одновремен­но таинственные фигуры животных могли олицетворять образы, в кото­рых, согласно преданиям, боги спускались на Землю.

линии в долине Наска

линии в долине Наска

Исследование, проведенное в 1984 г. добровольцами из «Вахты Земли», международной некоммерческой орга­низации, поддерживающей научные изыскания, подтвер­дило, что создание таких изображений вполне возможно без использования летательных аппаратов или подклю­чения внеземных цивилизаций. Участники эксперимента за полтора часа нарисовали на земле прямую линию, за­канчивающуюся спиралью. Длина изображения состави­ла 35 м, а ширина линии — 1 м.

Американский ученый Пол Куск был уверен, что на мистических равнинах Наска представлен «крупнейший в мире спра­вочник по астрономии», где каждая черта имела отноше­ние к конкретному небесному явлению. Несмотря на то, что Куск умер до того, как смог полностью обосновать свою теорию, его исследования продолжила астроном и математик из Германии доктор Мария Рейх. Она предпо­ложила, что линии взаимосвязаны с астрономическими конфигурациями. Такое заключение не вызвало одобре­ния в академической среде. По мнению оппонентов, не­которые совпадения носили лишь частный характер и не могли быть доказаны научно. Не смущенная критическими замечаниями, Рейх продолжала изучение линий и изоб­ражений на протяжении пятидесяти лет даже после того, как оказалась прикованной к инвалидному креслу. После ее смерти в 1998 г. в возрасте девяноста пяти лет прези­дент Альберто Фудзимори сказал: «Это чрезвычайно бо­лезненная утрата для перуанской археологии… Возможно, следовало бы переименовать линии наска в ее честь». Только благодаря усилиям Марии Рейх 200 квадратных миль пустынной территории были включены в 1995 г. в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

линии в долине Наска

линии в долине Наска

Большинство археологов поддерживают гипотезу о том, что линии маркируют основные направления в системе ир­ригации, а изображения имеют религиозное значение и отмечают места паломничества, места силы. Впервые такая теория была предложена перуанским ученым Мехиа Хэсспе в 1962 г. и основывалась на параллели с традициями инков. Инки ве­рили в то, что природный ландшафт насыщен таинственной энергией (сей­час об этом говорят все те, кто так или иначе связан с почитаемыми, священными местами разных стран). Астро­ном и антрополог Энтони Авени возглавил созданную при Колгейтском университете в Нью-Йорке группу, занимав­шуюся сравнительным анализом линий наска и системы сек в столице инков Куско (см. главу «Саксайуаман»). Это исследование показало, что загадочные линии расходятся из центра, подобно спицам колеса. После изучения 800 миль Авени пришел к выводу, что каждый из центров, в котором схо­дились лучи, «обладает сверхъестественным сходством» с любым другим. Каждый расположен на натуральном или искусственно созданном возвышении и мог быть исполь­зован как указатель. От каждой возвышенности исходит до 40 линий, многие из которых связывают соседние холмы, и линии ориентированы на водные источники. Авени гово­рит также: Весь комплекс фактов позволяет с увереннос­тью заявить по крайней мере о том, что система этих линий была каким-то образом связана с водой».

линии в долине Наска

линии в долине Наска

Археолог Джоан Рейнхард соглашается с установкой, что существует связь между водой и ритуалами, опреде­ленным образом отраженная в системе рисунков: «Пря­мые линии представляют собой священные дороги к ме­стам добычи воды. Возможно, таким образом происходило поклонение божеству океана или гор».

Несмотря на свою исключительность благодаря гигант­ским размерам, примеры искусства земляных изображений наска не уникальны. Традиция создания таких загадочных изображе­ний существует на протяжении Тихоокеанского побережья, начиная с Центральной Калифорнии и заканчивая севером Чили. В 850 милях от равнин Наска расположена самая круп­ная в мире человеческая фигура, известная как Гигант Ата­камы, достигающая 120 м и также окруженная линиями непонятного назначения. На Тихоокеанском побережье в районе предгорья Анд находится таинственное изображение, напоминающее канделябр или трезубец. Южнее высится Сьерра Пинтада («разрисованная гора»), покрытая вырезанными на склонах огромными мистическими изображениями спиралей, кругов, вои­нов и кондора.

Возможно, единственное предназначение этих линий и для народа наска, и для нас состоит в том, чтобы сти­мулировать любопытство и способность размышлять. Как сказала однажды Мария Рейх: «Мы никогда не узнаем всех ответов, вот в чем заключается настоящая тайна».