Развалины Чавин-де-Уантар
Развалины Чавин-де-Уантар

Из всех восхищающих меня древних культур

Ча­вин больше других поражает мое воображение.

Имен­но отсюда я почерпнул вдохновение

для большинства моих работ.

Пабло Пикассо

Чавин де Уантар находится на восточных склонах хребта Кордильера Бланка на высоте 3185 м над уровнем моря в провинции Уари, между зонами тропиче­ских лесов и прибрежных равнин. Благодаря своему рас­положению на пересечении множества основных дорог Чавин де Уантар, вполне вероятно, исполнял роль цен­тра торговли, социальной и религиозной жизни регио­на. Неудивительно, что это местечко не только воспринималось как идеальное для создания крупного культового центра местными аборигенами, но и отражало космологические взгляды его создателей. Важней­шие изображения, установленные в сердце комплекса, какие как Ланзонский монолит, исполняли роль, экви­валентную роли греческого омфалоса. Ланзон считался верховным божеством Чавина де Уантар. Этот монолит имел мистическое значение «axis mundi» (оси мира), связывал весь комплекс с Полярной звездой и обеспе­чивал сообщение между небесными и подземными сферами. Горы и слияние двух крупных рек символи­зируют здесь единство двух стихий, что, в свою оче­редь, воспринималось древними как проявление могущества природы. Считается, что именно здесь находилось место силы, где ша­маны черпали магическую энергию, необходимую для общения с богами.

Чавинское каменное изображение головы

Чавинское каменное изображение головы

Чавин де Уантар был обнаружен около ста лет назад. Фермер Тимотео Эспиноза работал в поле, и однажды его лопата наткнулась на загадочную породу. Извлечь ее из земли удалось только при посторонней помощи. На­ходка представляла собой плоский камень длиной более 2 м с вырезанным на нем изображением таинственного суще­ства с огромной головой и кошачьими зубами. Фермер забрал этот камень домой, и в течение нескольких лет жена использовала его в качестве стола. Однажды италь­янский путешественник Эстелла Раймонди зашел в дом Эспинозы, где и обнаружил загадочный «стол». Гость внимательно изучил вырезанные изображения и оценил их значимость. В настоящее время этот камень находится в Национальном музее антропологии и археологии и но­сит имя Раймонди. Случайная находка фермера оказалась одним из интереснейших образцов древней культуры Чавин.

Чавин де Уантар, религиозный центр наиболее разви­той цивилизации преинкской эпохи на территории Перу, был построен в 327 г. до н. э. и включает в себя квинтэссен­цию всех знаний создателей. Здесь представлены достиже­ния в области скульптуры, архитектуры, ремесел — керамики, ткачества, — а также гидравлики и акустики. Загадочная пирамидальная форма сооружения породила множество те­орий относительно истинного предназначения храма, кото­рый местные жители называют «Замок». На версии о его культовом предназначении настаивал немецкий историк Эрнест Миддендорф, начавший изучение этого района бо­лее ста лет назад. Основанием для такой гипотезы послу­жило его утверждение, что форма усеченной пирамиды характерна для перуанских храмов доколумбовой эпохи. В своей книге «Обзоры и изучение страны и ее населения за 25 лет» Миддендорф говорит также о двух идолах, один из которых, по его мнению, использовался как предмет всеоб­щего поклонения, а второй служил для отправления «тай­ных ритуалов».

Храм в Чавин-де-Уантар

Храм в Чавин-де-Уантар

В одном из коридоров «Старого храма» доминирую­щее положение занимает таинственный пятиметровый Ланзонский мо­нолит. Каменное изображение устрашающего божества поражает размерами огромного лица и глаз навыкате. Ме­стные жители называют его «кровопийца». Сосуды, обна­руженные в храме, свидетельствуют о том, что это место, возможно, было связано с традицией жертвоприношений. Венгерский исследователь Тиберио Петро Леон пишет: «Монолит Чавина представляет собой ванку, что на языке кечуа значит «камень силы», которая имеет религиозное значение. При ближайшем рассмотрении нельзя не заме­тить, что верхние клыки фигуры имеют сходство с зубами ягуара, орангутанга или тигра. Этот монолит представляет антропоморфный образ новорожденного младенца».

Лансон — копия в Перуанском историческом музее

Лансон — копия в Перуанском историческом музее

Леон уверен, что в этой фигуре представлена духовная, не фи­зическая сущность человека. Одновременно в монолите соединены элементы космической троицы религии Чави­на: орла, змеи и ягуара (или какого-то иного животного семейства кошачьих). Считается, что это божество испол­няло в местной мифологии карающую функцию и было способно вызывать дьявола при помощи оскала зубов. Три элемента, соединенные в этом изображении, могли также символизировать единство трех стихий — воздуха, воды и земли и соответственно взаимосвязь обитателей этих сфер. Во времена создания монолита существовало поверье, что шаманы могли принимать облик ягуаров и вступать в кон­такт с таинственными силами. Это состояние, сход­ное с трансом, достигалось при помощи галлюциногенных средств, таких как хуакакачу или орехи вилки. Скульпто­ры, занимавшиеся оформлением «Старого храма», зафик­сировали этапы такой трансформации священников, а артефакты, обнаруженные в святилище, — ступки, пести­ки, воронки из створок раковин, — могли служить для использования в ходе подобных ритуалов.

«Новый храм» во многом повторяет «старый» и, по-видимому, использовался для тех же целей. Вероятно, он был воздвигнут с целью расширения возможностей свое­го «предшественника» и функционировал одновременно с ним. Здесь также представлены таинственные изображения Ланзона. В правую руку статуи помещена раковина стромбус, а в левую — раковина спондилус, символы соответственно мужской и женской силы.

Внутренний коридор в руинах храма Чавин-де-Уантар

Внутренний коридор в руинах храма Чавин-де-Уантар

В одном из помещений «Нового храма» располага­лась «Галерея пожертвований», где была обнаружена ку­хонная утварь, большое количество человеческих костей и останков животных, что дало исследователям основа­ние сделать предположение о существовании практики ритуального каннибализма.

Период расцвета Чавина де Уантар продолжался с 900 по 200 г. до н. э., позднее начался упадок этой культуры.