Судьба этого города-крепости уникальна во многих отношениях. Достаточно вспомнить, что многие столетия Иерусалим является «священным городом» у христиан, иудеев и мусульман, местом паломничества людей самых разных стран, чтобы убедиться в вышесказанном.

Но в те времена, о которых пойдет речь в настоящем очерке, Иерусалим был, если гак можно сказать. Крепостью Веры народа Израиля, а соответственно. Храм Господень служил неприступной цитаделью Крепости и Веры. И охранял народ Израиля свою Крепость, как добрая матушка бережет свое единственное дитя.

Уже при Давиде в Иерусалиме находились святилище и ковчег Завета. Отсюда царь Израиля (а позже одной Иудеи) управлял страной, сюда по праздникам собирались со всех концов государства единоверцы. Давид, натура поэтическая, одаренная, сочинял псалмы, жрецы и левиты во главе с первосвященником пели их… Страна под руководством талантливого организатора быстро развивалась. Используя выгодное положение Израиля на пересечении торговых дорог, Давид заключал договоры со многими соседями, обучал свой народ строительным специальностям, ремеслам. Приходилось Давиду и воевать довольно часто. Именно войны не позволяли этому человеку, так много сделавшему для страны, построить в Иерусалиме храм Божий, где бы народ Израиля совершал службы и жертвоприношения. О Храме Давил мечтал со дня воцарения, но жрецы, благосклонно относившиеся к деятельности и к желанию царя, заявили со всей строгостью, что строить Храм не должен, не имеет права человек, запятнавший свои руки кровью людей.

Ослушаться жрецов Давид не мог, но и мечту свою заветную забыть он был не в силах! Всю оставшуюся жизнь царь народа Израиля собирал для возведения Храма средства, строительный материал, мастеров. И воевал, отдалял от себя свою мечту по воле судьбы все дальше. На склоне лет Давиду пришлось наводить порядок в собственном доме. Сначала он подавил восстание сына Авессалома, пытавшегося захватить власть в стране, затем – сына Адониса, повторившего неудачную попытку брата. После этого царь объявил преемником сына Соломона от любимой жены Вирсавии, священник Цалок помазал величественного юношу на царство. Вскоре Давил, «сладкозвучный певец» Израиля, скончался.

Царь Соломон, мудрый и миролюбивый политик, гонкий ценитель прекрасного, закончил начатое отцом строительство систем фортификационных сооружений, что значительно укрепило государство, промышленных объектов, великолепных зданий в столице. Израильтяне в эти годы переняли у финикийцев секреты кораблестроения, изготовления красок и льняных тканей, производство пурпура и парфюмерии. Финикийцы помогли Соломону и в возведении Храма Яхве, хотя, конечно же, помощь их была относительной.

Царь Соломон отобрал из известных ему (в том числе и финикийских) зодчих и мастеров, художников и строи гелей, каменотесов и скульпторов самых лучших, договорился с тирским царем Хирамом о поставке ливанского кедра в обмен на зерно, елей, маслины, финики и медь, подписал соглашение с другими повелителями, которые отправляли в Израиль золото, прекрасно спланировал работу десятков тысяч людей – строительство Храма началось.

Недавно заходил по своим делам в бюро устного перевода, там как раз два потомка царя Соломона переводили свои манускрипты. Смотрел на них и думал, что есть все таки что-то в этом народе таинственное и необычное.

Тридцать тысяч человек трудилось в Ливанских горах на рубке леса. Работали они по «вахтовому» способу: десять тысяч человек в течение месяца рубили лес, остальные отдыхали в родных селениях. Через месяц смена заканчивалась. Кроме того, семьдесят тысяч человек таскали камни и другой строительный материал, а восемьдесят тысяч человек работали в каменоломнях. Они вырубали из скал огромные плиты, подгоняли их друг к другу, размечали и отправляли в Иерусалим на Храмовую гору. Четко отлаженная схема работы и отдыха каждой группы, продуманная система оплаты, бесперебойный подвоз продуктов питания. Некоторые знатоки и ценители прекрасного не обращают внимания на эти «мелочи жизни», для них главное – уже готовое произведение искусства, вокруг которого можно походить и поохать: «Как красиво!» Но как красиво работали над возведением Храма в Иерусалиме почти 200 тысяч человек! Как хорошо распорядился ими царь Соломон!

Продолжение следует.