Мистический рассказ Катерины Эммерих, немецкой ясновидящей, жившей в 1774—1824 гг., имел огромное значение для христиан.
К тому времени уже было установлено, что после распятия Иисуса Христа святой апостол Иоанн и Мария, мать Иисуса, направились в Эфес (в современной Турции). Согласно легенде, там Мария провела свои последние годы. В постановлениях Вселенского собора 431 г. н. э. указывается, что Дева Мария жила там какое-то время, хотя и не говорится, что там она и скончалась..
Эммерих в деталях описала дом Марии в Эфесе в книге «Жизнь Пресвятой Девы», хотя, будучи калекой, никогда не выезжала из Германии. 29 декабря 1812 г., когда она молилась в постели, вытянув руки, на нее «внезапно снизошла благодать Божья». Ее всю трясло словно в лихорадке. Яркий свет пронзил ее руки, и на них появились стигмы — раны Иисуса Христа. Люди, находившиеся у постели больной, были поражены. Врачи не могли ничего объяснить. Катерине Эммерих привиделась Богоматерь, ее смерть в возрасте шестидесяти четырех лет и то, как выглядел дом в Эфесе.
В конце XIX в. католические священники в Смирне, в частности, французский священник Гуйе узнали о загадочном рассказе Эммерих. Гуйе отправился в Эфес, чтобы убедиться во всем своими глазами. К своему изумлению, на холме, неподалеку от развалин города, он и впрямь обнаружил небольшой домик, напоминающий церковку. По внешнему виду и местоположению домик полностью соответствовал тому, о чем рассказала Эммерих. Гуйе также стало известно, что сюда уже давно стекаются паломники. Православные христиане приезжали сюда ежегодно 15 августа. Само это место было известно среди местных жителей под названием Паная Капула — «врата к Деве».
В 1892 г. архиепископ Смирны объявил домик местом паломничества. Оно приобрело особенно широкую известность после визита папы римского Павла VI (26 июля 1967 г.) и Иоанна Павла II (30 ноября 1979 г.).
В книге «Дева Мария» так описывается местность, где расположен дом: «Невозможно даже выразить словами красоту холма, на котором стоит дом, и чувство умиротворенности и безмятежности, охватывающее путника».
В Эфесе также велись имеющие важное богословское значение споры о сущности Пресвятой Девы. Именно здесь в 431 г. состоялся Третий вселенский собор, созванный императорами Феодосием II и Валентинианом III для борьбы с несторианством. Константинопольский патриарх Несторий отказался называть Марию Богоматерью. Согласно его мнению, Христос не единосущен: он наполовину смертный человек, наполовину Бог, а Мария всего-навсего мать Иисуса как человека, а не как сына Божия. Воззрения Нестория вступили в противоречие с общепринятыми взглядами о единосущии Христа как Бога и человека.
Против Нестория резко выступил александрийский патриарх Кирилл, потребовавший предать его церковному суду. На Эфесском соборе Несторий был уличен в ереси, лишен патриаршего сана и сослан в дальний монастырь. Собор постановил считать Христа единосущным: в нем слились божественная и человеческая природа, которые невозможно отделить друг от друга. Мария, таким образом, является матерью Иисуса как Богочеловека. На соборе было постановлено называть Марию Богоматерью.
В Эфесе также находился когда-то таинственный храм Артемиды — одно из семи чудес света. Город известен своими святынями. В IV в. здесь была построена церковь Иоанна Евангелиста, превращенная при императоре Юстиниане I в роскошный храм (VI в.).
К началу XIV в. эфесская бухта засорилась, город пришел в упадок. Раскопки здесь начались в 1963 г. Теперь таинственные развалины Эфеса — одна из достопримечательностей Турции, привлекающая множество туристов, как паломников, так и просто путешественников, приезжающих посмотреть на местные церкви, раскопанные археологами храмы, огромный театр и восстановленную лестницу, спускающуюся от театра к бухте.
Дом же Пресвятой Девы Марии находится под покровительством общества Паная Капулу.